«Белорусский вокзал сегодня один из самых напряженных транспортных узлов. Здесь самое интенсивное движение поездов – каждые 2,5 минуты приходят новые составы. Почему это происходит? Потому что здесь, помимо обычного движения поездов дальнего следования, мы ввели Московские центральные диаметры – МЦД-1, МЦД-4. И это, конечно, потребовало переосмысления всей логистики и благоустройства территории Белорусского вокзала. Вы помните, мы начинали с площади Белорусского вокзала, с продления трамвайной линии, которая зашла на площадь перед вокзалом. И здесь, конечно, значительно все изменилось. Сегодня все сделано по стандартам московских городских вокзалов: комфортная среда, вестибюли, подземные переходы. Так что, я надеюсь, пассажирам, которые, прибывают сюда, а их десятки-десятки тысяч, будет комфортнее здесь пересаживаться на другие поезда, на метро и приезжать в город», – сказал Сергей Собянин.
Мэр также поблагодарил руководство ОАО «РЖД» за совместную работу.
Заместитель генерального директора РЖД Олег Тони отметил, что также продолжается реконструкция Белорусского вокзала для поездов дальнего следования.
«Все работы выполняются без остановки движения. Люди уже привыкли к уровню комфорта. Он такой же, как везде в Центральном транспортном узле. Следующая задача, которую мы с вами обсуждаем, этот уровень комфорта привнести дальше, чтобы строить новые большие городские вокзалы», – пояснил Тони.
Новый вестибюль возвели на месте старого турникетного павильона, который уже не мог обеспечить пропускную способность возросшего пассажиропотока МЦД-1 и МЦД-4.
Общая площадь новой пассажирской инфраструктуры (в том числе интеграционный вестибюль, северный вестибюль и подземный пешеходный переход) составляет 1,6 тыс. кв. м.
Теперь пассажирам даже в часы пик не придется стоять в очереди для прохода к поездам, поскольку в новом вестибюле установлено 17 турникетов.
Подземный переход связал все три платформы, спуски-подъемы оборудованы лифтами, эскалаторами и понятной навигацией, с помощью которой пассажиры без труда найдут выход к поездам МЦД-1, МЦД-4 и «Аэроэкспрессу».
Таким образом, пересадка между МЦД-1 и МЦД-4 стала в три раза быстрее. Сокращен путь от станций МЦД до метро, теперь можно выйти к подземке прямо с ж/д платформы МЦД-4, минуя зону досмотра.
Также восстановили исторический сход на платформы с Тверского путепровода, по нему пассажиры могут выйти на Ленинградский проспект и 1-ю Тверскую-Ямскую улицу.
Правительство Москвы и ОАО «РЖД» продолжают развитие пассажирской инфраструктуры железных дорог. В 2024 году планируется открыть восемь объектов – городских вокзалов и дополнительных вестибюлей на станциях, которые сделают Московские центральные диаметры еще удобнее для пассажиров.
Белорусский вокзал – один из ключевых транспортных хабов в центре столицы: через него проходит более 130 тыс. человек в сутки. На площади Тверской Заставы пересекаются сразу четыре транспортные линии: первый Московский центральный диаметр (МЦД-1), четвертый Московский центральный диаметр (МЦД-4), Кольцевая и Замоскворецкая линии метро и маршруты наземного городского транспорта: 16 автобусных и два трамвайных.
Сюда прибывают поезда дальнего следования и двухэтажные «Аэроэкспрессы», следующие в аэропорт Шереметьево.
Комплексная модернизация инфраструктуры Белорусского вокзала, проведенная правительством Москвы и ОАО «РЖД», стала одним из ключевых проектов создания наземного метро – МЦД.
Здесь выполнили колоссальный объем работ, причем в плотной городской застройке, вблизи объектов культурного наследия: исторического здания Белорусского вокзала, дома Управления пароходства канала Москва-Волга и Тверского путепровода.
Напомним об основных этапах реализации проекта. В 2017 году прошло комплексное благоустройство площади Тверской Заставы, где был воссоздан исторический сквер, а памятник Максиму Горькому возвращен на свое историческое место, построено разворотное кольцо и заново запущено движение трамваев.
Пассажиропоток трамваев у Белорусской составляет 1,5 тыс. человек в сутки. В 2019 году состоялось открытие нового терминала для пригородных поездов Москва – Усово и экспрессов, благодаря чему были высвобождены транзитные пути для запуска движения по МЦД-1 «Белорусско-Савёловский».
В 2021-2024 годах прошла масштабная реконструкция пассажирской инфраструктуры Белорусского вокзала, причем движение поездов не останавливалось.
Основные работы завершились в сентябре 2023-го, к запуску движения по МЦД-4 «Калужско-Нижегородский». В том числе здесь провели реконструкцию трех пассажирских платформ, где установили навесы на всю длину для защиты от осадков и автоматы по продаже билетов.
Последним этапом реконструкции инфраструктуры Белорусского вокзала стало завершение работ в пассажирском вестибюле, который сегодня открыл мэр Москвы.
Обновленная инфраструктура Белорусского вокзала имеет запас пропускной способности. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток транспортного узла увеличится на 10% и превысит 143 тыс. человек в сутки.
Напомним, МЦД – это современное наземное метро. Движение по первым диаметрам было запущено 21 ноября 2019 года на церемонии открытия, которая прошла с участием президента РФ Владимира Путина на Белорусском вокзале.
Сегодня сеть МЦД включает четыре диаметра – это 303 км и 136 станций, в том числе 49 московских городских вокзалов (с учетом Белорусского).
Протяженность МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» – 52 км с 25 остановочными пунктами, включая 10 московских городских вокзалов. Конечные станции – Одинцово и Лобня. Ежедневно пассажиры в среднем совершают здесь 270 тыс. поездок. Обновлено 100% подвижного состава.
Длина МЦД-4 «Калужско-Нижегородский» – 86 км с 36 остановочными пунктами, включая 25 московских городских вокзалов (с учетом Белорусского). Конечные станции – Апрелевка и Железнодорожная. Это самый протяженный диаметр, ежедневно пассажиры совершают здесь 230 тыс. поездок.